купить книги Шемшуриной А.И.

Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО

меню:

главная страница


разработки уроков
наши объявления
наша деятельность
методическая лит-ра
курсы, семинары
конференции, встречи

диагностика воспитанности
методические статьи
и практич. рекомендац.

гостевая книга
покупка метод. л-ры
полезные ссылки
наш журналнаш журнал



Структура системы этического воспитания

Проблема этического воспитания всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и это дало возможность Министерству образования России разработать основные направления программы воспитания подрастающего поколения. Аспект нравственного становления личности выпукло обозначен в данной программе, поскольку только реализация нравственного начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей станет фундаментом гуманизма в обществе, его опорой.
Очень остра сегодня проблема приоритета ценностных ориентаций в жизни и политике государства. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы.
В связи с этим важно, чтобы нравственно-этическое основание образовательных учреждений приобрело ведущее значение, что дало бы возможность опереться на разумное и нравственное в душе человека и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.
Каково же на сегодняшний день состояние нравственно-этического воспитания в образовательных учреждениях и каков потенциал его совершенствования?
Педагогический опыт и его изучение показали, что этическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях ещё в 70-е годы. Основной метод этих форм - беседа на этические темы с оживляющими её построение различными методическими приёмами включения художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации.
В то же время в творческих педагогических коллективах, в индивидуальном опыте нестандартно думающих педагогов всё ярче проступает в воспитательной работе мотив духовного возрождения личности. И это обнадёживает, поскольку в самом педагогическом опыте вызревает в противовес социальной ситуации общества потребность в этическом воспитании подрастающего поколения. Заявляют о себе и новые подходы в реализации этой потребности - воспитание человека культуры.
Это связано с тем, что изменившаяся динамика современной жизни и целый комплекс нравственных противоречий в жизненном самоопределении личности остро поставили перед обществом вопрос о цели воспитания и способах её достижения. Происходит переосмысление идеологии воспитания, его целей, функций и задач.
Воспитание рассматривается как "целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру", как "стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности".
В качестве базового компонента этического воспитания выступает гуманизация личности в контексте её духовного развития, освоения общечеловеческих ценностей. Это требует направленности процесса воспитания на интеграцию мысли ученика, его нравственного знания и чувства переживания с действием - поведением. И очень важно, чтобы педагогическая наука, методические службы помогли педагогу-практику в выборе содержательной канвы воспитательного процесса в данном направлении и обеспечили его современной технологией. И журнал "Этическое воспитание" видит свою задачу в реализации этой потребности.
Методической литературы в сфере этического воспитания сегодня не достаточно, но и для выбора её педагогу в своей работе надо быть внимательным, отбирать вдумчиво, чётко ориентируясь на педагогические задачи своей деятельности. Это связано с тем, что в силу возросшей потребности в методической литературе именно по этическому воспитанию детей появляются книги сомнительного профессионального качества, и рыночный спрос подобной продукции подчас влияет негативно на качество воспитания. Это, к сожалению, не является предметом внимания руководящих органов образования, методических служб.
В то же время целенаправленная деятельность по пропаганде и актуализации этического воспитания в образовательных учреждениях соответствующими государственными службами может оказать неоценимую помощь педагогам. Организация региональных семинаров-практикумов, конференций, презентаций передового педагогического опыта, специализированных курсов повышения квалификации учителей, попытки морального поощрения данного направления деятельности в местных образовательных структурах убедительно доказывают пробуждение профессионального интереса и инициативы педагогов в данном направлении деятельности.
Необходимы специальные усилия и кардинально выраженный поворот образовательных учреждений к процессу этического воспитания растущего поколения, координация государственных и региональных органов в реализации и распространении имеющегося опыта и передовых технологий, научно-методических разработок.
Какие позиции здесь важно взять за основу?
Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения - системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и их этическое воспитание должно стать его органичной составной частью. Педагогическая наука и передовой практический опыт представляет многогранную палитру выверенных и целесообразно организуемых форм и методов данного направления в воспитании. Необходимо эту палитру во всём объёме представить педагогам, чтобы стал реальным их обоснованный выбор и возможность продуманного введения содержания и методики этического воспитания в логику учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Назрела необходимость в модели целостной системы этического воспитания детей и юношества, содержание и технология которой повысит гуманистический воспитательный потенциал образовательных учреждений, субъектную основу воспитательного подхода к ребёнку, обеспечит психолого-педагогические условия духовного развития личности, рост её этического самосознания, этической культуры.
Этической культуре здесь целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру.
Наличие в образовательных учреждениях этической системы воспитания, содержание и технология которой обеспечит психолого-педагогические условия для личностного роста ребёнка, становления и развития его этической культуры, создаст особую ситуацию сосредоточения личности воспитанника как субъекта деятельности и отношений на их моральной основе.
Жизненность такой системы - в её готовности взаимодействовать со всеми составными компонентами образовательного учреждения: разнообразными занятиями в сфере дополнительного образования или уроками в школе, промежуточным пространством между занятиями, досуговой или внеурочной деятельностью детей.
Учитывая имеющиеся сегодня педагогические концепции нравственного воспитания, мы останавливаемся на системном подходе к данному направлению воспитательной деятельности и предлагаем педагогической практике модель системы воспитания этической культуры школьников Шемшуриной А.И. Она построена на этическом взаимодействии структурных компонентов учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и состоит из трёх взаимозависимых и взаимовлияющих оснований:
-этический урок (занятие) с сюжетно-игровой канвой и инновационной технологией, обеспечивающей построение этического диалога с детьми в соответствии с их возрастными особенностями как центральное основание. Содержание этического урока (занятия) обращено к сути общечеловеческих ценностей, а его психолого-педагогическое моделирование строится на разнообразии механизмов включения воспитанников в процесс познания этических норм поведения, эмоционального сосредоточения на них, этической рефлексии и гуманистически направленного действия ребёнка в сфере его жизнедеятельности.
-повседневная методика "этического заряда", построенная на сочетании двух видов действий педагога:
· каждодневной психологически инструментированной установки в адрес детей на их доброжелательность и уважение в отношениях с другими с целью достижения благоприятного климата взаимоотношений;
· динамичной нравственной пятиминутки коллективного поиска выхода детей из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определения достойного способа их предотвращения с целью воспитания умения простить, проявить снисходительность и благородство.
-общеколлективная воспитательная деятельность с этической направленностью, эмоционально воспринимаемая воспитанниками, специально ориентированная на включение всех детей в деятельностное взаимодействие, общение, интегрирующая в своём содержании и методике накопленные этические знания детей и опыт поведения.
Опыт применения модели воспитания этической культуры школьников показал его широкую географию и продуктивное вариативное использование: Москва, Московская область, Обнинск, Брянская обл., Трубчевск, Пермь, Лысьва, Североморск, Когалым, Краснодарский край (Краснодар, Темрюк, Апшеронск, Крымск, станицы Павловская, Стародеревянковская и др.), Невинномысск и др., а также Харьков, Донецк, Минск, Тирасполь.
Модель целостной системы этического воспитания базируется на мобилизации воспитательного потенциала этики как науки, предметом которой является нравственная жизнь человека, его жизненные ценности. Она построена на технологии диалоговой педагогики в рамках диалога культур и охватывает все возрастные группы учащихся с учётом психологии возраста, ориентирована на педагогическую позицию, что только обращение к системному подходу в решении задач этического воспитания детей и юношества поможет современной школе повысить свой статус в качестве воспитательного учреждения.



Сайт создан в системе uCoz