НОВОСТИ 19 мая 2009 г
В апреле прошли отчётные семинары по трёхлетней работе в московских школах №598 и №1741 – городских площадках по этическому воспитанию. Некоторые материалы напечатаны в данном номере в педагогическом практикуме.
6-го мая завершились курсы по этическому воспитанию школьников в Академии повышения квалификации педагогиче-ских работников Московской области. Большая группа учите-лей, закончив данные курсы, собирается ввести в своих школах занятия по этике и внедрить систему этического воспитания, что приятно.
Наш журнал и лаборатория рады оказать профессиональную помощь педагогам и образовательным учреждениям, решившим обратиться в своей работе к системе этического воспитания школьников.
В НИИ семьи и воспитания РАО предполагается открыть центр образования по повышению профессиональной квалифи-кации педагогов, что даёт возможность желающим с сентября месяца 2009 года стать участниками курсов по проблеме этиче-ского воспитания школьников.
НОВОСТИ 17 февраля 2009 г
Члены лаборатории воспитания нравственно-этической культуры приняли участие в организации и проведении секции «Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи: пути духовной, психологической, социальной поддержки», которая проводилась в рамках XYII Международных Рождественских образовательных чтений.
Руководили секцией Синягина Наталья Юрьевна, директор федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», доктор психологических наук, профессор; Евладова Елена Борисовна, главный научный сотрудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук
В работе секции приняли участие 42 человека из Москвы, Московской, Ярославской, Нижегородской, Липецкой, Калужской, Тульской, Ульяновской областей, Красноярского и Краснодарского краев, Республики Мари Эл, а также гости и из бывших республик СССР – Белоруссии и Украины. Они представляли и самые разные учреждения – городские и муниципальные управления образования, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, воскресные школы, общественные организации и благотворительные фонды. Среди них были руководители учреждений, учителя, методисты, педагоги дополнительного образования, психологи, педагоги-организаторы, медики и, конечно, священнослужители.
Но кроме педагогов-практиков на секции выступили ученые Российской академии образования и Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
С развернутым докладом, посвященным основным направлениям государственной политики в области социальной защиты обучающихся, выступила Валентина Александровна Березина, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ, кандидат педагогических наук.
Иромонах Паисий (Красюк), насельник Высоко-Успенского мужского монастыря познакомил с богатой и разнообразной социальной и благотворительной деятельностью монастырей Нижегородской епархии.
Большой интерес вызвало выступление Панченко Ольги Григорьевны, профессора кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, кандидата философских наук, смевшей по-новому осмыслить труды В.В.Зеньковского и показать его понимание духовного начала в человеке.
Весьма содержательный опыт работы с подростками по месту жительства представили гости из Ульяновска: А.А. Телепнев – директор МУ «Симбирцит» и его заместитель А.Г.Сергеева.
О разных подходах к формированию патриотических качеств детей и молодежи как составной части нравственного воспитания говорили Л.Г.Павлов, исполнительный директор частной гимназии во имя св. равноапостольной кн. Ольги г. Кострома; С.И. Абрамов, директор Воскресной школы ДПЦ "Вера, Надежда, Любовь", г. Обнинск Калужской области; И.В.Кудряшова, директор краеведческого музея. г. Ворсма Нижегородской обл.
Были подняты также и такие болезненные (во всех смыслах слова) проблемы, как работа с детьми-инвалидами, поиск путей оказания помощи многодетным семьям, создания условий для включения детей в здоровый образ жизни. В частности, Власова Елена Ивановна, с.н.с. Института средств и методов обучения РАО, к.п.н., выступила с сообщением о взаимодействии светских и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании детей-инвалидов и детей-сирот.
Ответственность классного руководителя в нравственно-этическом развитии школьников убедительно показала Л.М. Белякова учитель МХК СОШ №35, г. Рыбинска (Ярославской обл.), кандидат педагогических наук.
О проблемах нравственного становления младший подростка рассказала Бразговка Лариса Петровна, зам. директора по научно-методической работе гимназии № 16, г.Мытищи Московской области, аспирантка лаборатории.
Участники секции выразили большой интерес к журналу «Этическое воспитание», содержании которого подробно представила Е.Б.Евладова, показав его большие возможности в научно-методической помощи широкому кругу педагогов, реализующих на практике нравственно-этическое воспитание.
Темы, затронутые выступающими, никого не оставили равнодушными и стали основой для серьезного разговора, который, хочется надеяться, запомнится всем, кто принял участие в работе секции.
Послесловие к конкурсу
Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений с емким названием «Воспитать человека», был организован по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии ведомственной целевой программой «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Его финальный тур состоялся в ноябре 2008 г. во Владикавказе. Журнал «Этическое воспитание», издаваемый силами лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Института семьи и воспитания РАО, выступила одним из информационных спонсоров Конкурса.
Казалось бы, сегодня различными профессиональными конкурсами никого не удивишь. Они проводятся на муниципальных, региональных, федеральных уровнях и давно стали частью жизни педагогического сообщества. И все-таки этот конкурс особый. Не только потому, что он – первый (а это само по себе важно)! Ценно и то, что он позволяет продемонстрировать свое мастерство воспитателя широкому кругу специалистов, о чем свидетельствуют следующие номинации:
- воспитатель детского дома, школы-интерната (в т.ч. кадетской), детского оздоровительного учреждения, группы продленного дня;
- классный руководитель общеобразовательного учреждения;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- социальный педагог;
- старший вожатый.
Такого конкурса явно не хватало всем тем, кто постоянно озабочен не столько оценками своих подопечных, сколько решением актуальных личных проблем своих детей, отдельной группы, всего класса или школы. И вот теперь появилась возможность выявления и поддержки талантливых воспитателей, создания дополнительных условий для раскрытия их творческого потенциала; стимулирования их дальнейшего профессионального роста; пропаганды и распространения новых педагогических методик, технологий в области воспитания.
Участники финала, пройдя строгий отбор в ходе заочного тура ( а в конкурсе приняли участие около 200 чел. из 40 Регионов России), должны были пройти еще через три испытания. Первым из них - "Самопрезентация". В течение всего 10 минут финалист должен был раскрыть свое отношение к профессии, к своим воспитанникам и коллегам, семье, жизненные приоритеты, свои увлечения.
Второе задание - "Кладовая педагогического мастерства" состояло из состоит из двух частей: 15 минут отводилось на представление личного опыта организации воспитательного процесса в образовательном учреждении, регламент, 40 минут (для детей младшего школьного возраста – 30 минут) – на проведение мероприятия с воспитанниками в любой форме (занятие, классный час, беседа, диспут, деловая игра и др.).
Отметим, что это задание для заместителя директора по воспитательной работе состояло в проведении заседание педагогических работников по вопросам подготовки к какому-либо воспитательному мероприятию (празднику, общественно-значимой акции, фестивалю искусств и т.п.).
Самым необычным для такого рода профессиональных состязаний было третье задание - «Нестандартное решение». Это импровизированный конкурс, в ходе которого участникам было предложено выполнить задание по решению конкретной нестандартной педагогической ситуации.
В каждом задании жюри оценивало педагогическое мастерство финалиста, его профессионализм, находчивость, оригинальность мышления, организаторские способности.
Остановимся подробнее на работе номинации «Классный руководитель», членом жюри которого была Е.Б.Евладова, гл. н.с. лаборатории, д.п.н.
В финальной части конкурса приняло 10 человек, приехавших из самых разных и даже весьма отдаленных областей страны. Победителем по праву стала Ирина Леонидовна Котова, представляющая Челябинск. Музыкальная, яркая, она представляет собой новое поколение лучших педагогов, сумевших взять лучшее из опыта своих учителей и привнести свое творческое начало в смысл собственной педагогической деятельности. Она – настоящий лидер в своем классе, но лидер не по должности, а по призванию и по выбору своих воспитанников. Поэтому неудивительно, что в ее классе центром всех дел стала «Школа лидера». Ирина Леонидовна смогла наиболее точно и полно смогла показать, как принципы ее педагогической деятельности, четко изложенные в программе «Я –Челябинец», находят воплощение в реальной практике конкретного ученического коллектива.
И как итог большой и по-настоящему творческой работы И.Л.Котовой было получение главного приза Конкурса – почетный орден «Пламенное сердце», символизирующего преданность профессии.
Впрочем, каждый из тех, кто приехал на конкурс, заслуживает отдельного рассказа. Но нашим читателям, пожалуй будет интереснее всего немного узнать о педагоге, чья деятельность ближе всего связана с нравственным воспитанием. Поэтому мы решили познакомить с Людмилой Муртазовной Беляковой из г. Рыбинска Ярославской области, в равной борьбе завоевавшая почетное второе место.
Уже во время самопрезентации она привлекла всеобщее внимание. Стало ясно, что перед нами не только опытный и высококвалифицированный педагог, но и человек тонкой душевной организации, умеющий понять и принять ребенка со всеми его недостатками и сложностями характера. Возможно в этом Людмиле Муртазовне помогает специальность – преподаватель Мировой художественной культуры. Однако, умение органично привлекать на занятия произведения искусства не самое главное. Еще важнее, что обращение к изобразительному или музыкальному творению является основой для серьезного, вдумчивого разговора о реальных нравственных проблемах. Чтобы разобраться в них, в своих чувствах и мыслях на занятии организуется содержательный диалог учителя и школьников, совместный поиск ответов на вечные вопросы: что есть добро, верность, любовь, уважение. Ребята не получают готовые ответы, но начинают осознавать необходимость постоянно задумываться об этом.
Людмила Муртазовна – преподаватель русского языка и литературы, а также МХК, кандидат педагогических наук, автор нескольких книг, последняя из которых Однако научная степень и умение писать методические пособия для коллег мало что значат для школьной практики, тем более практики воспитательной. Ребят привлекает к ней искренняя увлеченность, умение общаться на равных, яркая индивидуальность.
Именно поэтому рассказ о ней и сценарий конкурсного занятия со школьниками будет представлен в одном из номеров журнала «Этическое воспитание»