Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО

меню:

главная страница


разработки уроков
наши объявления
наша деятельность
методическая лит-ра
курсы, семинары
конференции, встречи

диагностика воспитанности
методические статьи
и практич. рекомендац.

гостевая книга
покупка метод. л-ры
полезные ссылки
наш журналнаш журнал



Разработки этических уроков

                    Подадим друг другу руки.
Торсунова Н.Д.,  школа " 6, 6-ой класс, г. Лысьва Пермской. обл.

-Я хочу вас сегодня удивить! Вы умеете удивляться? Не зря у вас 
такие живые, заинтересованные глаза. Посмотрите друг на друга, 
улыбнитесь. 
-Ну что, начнём удивляться? Кстати, как вы думаете, почему я 
решила вас удивить?
-Да, на уроках этики мы всегда узнаём что-то новое и удивитель-
ное. Сегодня я предлагаю вам совершить восхождение на вершину 
горы. Согласны?
-Итак, ставим перед собой цель и будем её добиваться. А какими 
способами можно добиваться поставленной цели?
-Давайте порассуждаем об этом.
-"Горы одиноких не любят", " утверждает горская пословица. Мы с 
вами " группа. Но ведь группа группе рознь. Сможем ли мы, как го-
ворят альпинисты, быть в одной связке?
-А что это значит? 
-Что ж, проверим!
Два человека выходят из класса, а с остальными обсуждаются две 
ситуации: предположения детей о том, как в них поступят эти ребя-
та.
Ситуация 1.
Ты идёшь по улице. Два твоих знакомых шестиклассника забрали у 
твоей одноклассницы шапку.
Как ты поступишь.
Ситуация 2.
Ты спешишь к подруге (другу) поиграть на компьютере, а на-
встречу тебе идёт группа одноклассников делать генеральную убор-
ку в классе.
Как ты поступишь.
Ребята предсказывают действия вышедших одноклассников. Вернувшись
 в класс, эти одноклассники дают свои решения ситуа-
ций.
Если атмосфера в классе дружеская, предсказания и ответы во-
шедших совпадают.
-Оказывается, вы смогли предсказать поступки ребят. Почему?
-Да, вы хорошо знаете друг друга и считаете, что поступили бы 
также, т.е. подумали о других. Вы смогли доказать, что сможете 
стать дружными альпинистами и идти в одной связке.
Показать вам маршрут вашего восхождения?
-Он у вас на столах, но с секретом. На листочках написаны ме-
стоимения Я, ТЫ, МЫ, но между ними не хватает каких-то знаков. 
Поставьте, что, по вашему мнению, должно стоять между ними.
Каждый на своём листочке ставит знак. Педагог в это время от-
крывает доску, где изображён "план восхождения": от пропасти Я 
до вершины МЫ, а в середине пути " остановка "Ты".
-Какие знаки вы поставили? 
-Почему именно так?
-Почему эти местоимения так тесно переплетаются?
-А почему здесь местоимение Я находится на самом краю пропасти?
-Его нельзя противопоставлять другим, выпячивать " это опасно 
для всех. Вот отсюда мы и начнём наше восхождение. Какие есть 
пожелания?
-По пути времени терять не будем даром. Чтобы было веселее и 
меньше устали, поиграем " назовём пословицы и поговорки о друж-
бе.
Дети называют поговорки о дружбе: "Одной рукой и узла не раз-
вяжешь", "Все пальцы на руках равны" и т.д.
-Молодцы! Вот и привал ТЫ. В пути важно знать, что ты не один, 
не забывать о других. Отдохнём и ответим на пять вопросов. При 
ответе "да" загибайте палец.
1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в 
класс.
2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, 
ты заступишься за одноклассника?
5. Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согла-
сишься?
-А теперь вместе найдём ключ к этому тесту.
Возможное решение:
4-5 баллов - ты хороший товарищ. 
3 балла - ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится. 
1-2 балла - всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, изме-
ни себя сам..
-У кого получилось 4 - 5 баллов?
-Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внима-
тельных ребят. Это очень радует. А что думаете вы?
-Идём дальше. В пути нас ждёт непредвиденная ситуация: два 
альпиниста из группы впереди замешкались и спорят. Что будем де-
лать:
-поможем разобраться, кто прав,
-примирим их, чтобы спор не перерос в ссору или драку,
-подождём, понаблюдаем?
-Спасибо, что не остались в стороне и смогли помочь. Вот мы и у 
подножия горы. Я так устала в пути. Может, дальше не пойдём, 
ведь умный в гору не пойдёт?
Учитель применяет неожиданный приём: всем своим видом пока-
зывает раздражение, усталость, старается отговорить ребят идти 
дальше. Называет ребят не по имени, а по фамилии. Затем как бы 
отходит от наваждения.
-Ой, ребята, что это со мной? Это я, наверное, от усталости. 
Вам, конечно, это не понравилось. Извините меня, ведь каждый 
имеет право на ошибку, у всех есть недостатки. Но можно от них 
избавить-ся. Давайте здесь, у подножия горы, уничтожим все свои 
недостатки, пусть их не будет. Напишите на листочках, от чего вы 
хотите осво-бодиться. А потом сожжём и развеем веер по ветру.
Дети пишут на листочках, складывают их в конверт, который 
символически сжигается в маленькой металлической миске. 
-Вот и освободились. А сейчас у нас самое тяжёлое испытание: 
восхождение на вершину. Это очень трудно. Мы сможем сделать это 
только вместе. Подготовимся к этому: пусть каждый скажет о 
соседе по парте что-то тёплое, ласковое, согревающее душу. 
Поддержите друг друга в эту трудную минуту.
-Вот и ещё один шажок, и мы все вместе на вершине. Идите сю-да. 
Вот вершина для девочек, а вот для мальчиков.
На полу начерчены квадраты примерно 1м х 1м.
-Посовещайтесь 15 секунд, как вы её покорите, встаньте и замри-
те на миг.
У детей должен сразу возникнуть вопрос: почему они на разных 
вершинах, ведь шли вместе покорять одну вершину. Если вдруг та-
кого вопроса не возникнет, то учитель стимулирует его. И когда 
недоумение возникло, действие продолжается.
-Да, это не та вершина. Настоящую вам ещё только предстоит 
покорить. Вот она!
Педагог показывает "вершину" " большой лист бумаги, примерно 1,5 
х 1,5 м.
-Совещайтесь 15 секунд, как вы её покорите, а затем, не произ-
нося ни звука, встаньте на неё.
-А теперь подайте друг другу руки, чтобы в каждой руке была чья-
то тёплая рука.
-Запомните это восхождение. Мы поднялись на вершину, мы по-
корили её, и мы были вместе!


Урок взят из книги Шемшурина А. И. "Этика" 8-ой класс.
                   ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
            "Мы живем, чтобы оставить след..."

Человеческая жизнь должна быть осмыслена самой лич-
ностью, дабы каждый задался вопросом, для чего он живет,
и попытался ответить на него.
Жизнь общества, его культура, опыт поколений также
должен быть осмыслен, чтобы последующие совершенствовали
и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливос-
ти.
- Вот мы и попробуем на наших уроках осмысливать
процессы бытия и общества в их взаимосвязи и зависимос-
ти. И начать, конечно, нужно с себя.
- С чего бы вы начали такое осмысление? - Попробуем
начать с простого. пусть каждый вспомнит наиболее значимые
 для себя собственные поступки.
(Это задание должно быть выполнено письменно. Задача
здесь простая: записывая и читая, ученики видят, что все
поступки носят этический характер, этически окрашены,
так как выходят на отношение человека к окружающему.)
- Что же получается? Хотим мы того или не хотим,
наши поступки или этичны, или неэтичны. И в зависимости
от палитры этической окрашенности они оставляют в других
тот или иной след. Попробуем задуматься над этим. Пос-
мотрите внимательно и определите, с каким знаком этичес-
кая окрашенность ваших поступков : "+" или "-". (Учитель
может собрать эти листочки, они многое скажут о каждом.)
- А теперь попробуем задуматься: наша жизнь - слож-
ная цепь поступков собственных, восприятия и реакций на
поступки других. И эту цепь плетем мы сами... Но не
всегда сознаем это. А ведь это наш след в жизни...
- Какой он, как вы думаете?
- У Расула Гамзатова есть такие слова: "Мы родились,
чтобы оставить след, Дом или тропинку, Дерево или сло-
во". Сегодня, наверное, пришла пора и вам задуматься над
этим.
- Человек - люди - общество - человечество - эти
понятия взаимосвязаны. Чем, как вы думаете?
Память и душа каждого человека хранит в себе опыт
поколений, все наиболее ценное в системе человеческих
отношений к миру, людям, окружающей действительности.
Этот опыт и есть культура в самом широком смысле этого
слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла,
прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного, остав-
ляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание эти-
ческой культуры, в основе которой заложен, по выражению
Канта, нравственный закон в душе каждого человека.
- Что же такое этическая культура?
- Этическая культура - это образ жизни, ориентирую-
щий человека на нравственные ценности, выработанные и
отобранные человеческим опытом предшествующих поколений.
По этой ориентации и можно судить об этической воспитан-
ности человека. Об этом и будет идти речь на наших заня-
тиях, ибо осознание своего "Я" проходит через память и
опыт. От того, что хранит и бережно отбирает человечес-
кая память, зависит содержание накапливаемого опыта, а
следовательно, и нашей культуры.
Память - связь поколений и основа культуры веков,
возможность человеческого существования.
- Подумайте над легендой о манкурте из романа Чин-
гиза Айтматова "И дольше века длится день" (читается или
пересказывается легенда о манкурте).
Перенеситесь мысленно к себе, своей памяти, своей
жизни. С высоты понятого и прочувствованного попробуйте
продолжить предложение:
"Я виноват в том, что..............................
........, потому что ...................................
......................................................."
Листочки учитель собирает, анализирует их, думает о
том, какую педагогическую позицию займет в дальнейшем.

Разработки этических уроков в разных классах иногда публикуются в нашей интернет-рассылке. На нее можно подписаться здесь:

Рассылка MailList.Ru


Кроме того, уроки этики в 10-ом классе печатаются в номерах нашего журнала "Этическое воспитание"



Сайт создан в системе uCoz