купить книги Шемшуриной А.И.

Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО

меню:

главная страница


разработки уроков
наши объявления
наша деятельность
методическая лит-ра
курсы, семинары
конференции, встречи

диагностика воспитанности
методические статьи
и практич. рекомендац.

гостевая книга
покупка метод. л-ры
полезные ссылки
наш журналнаш журнал



Программа этических занятий

ПРОГРАММА ЭТИЧЕСКОГО КУРСА С 1-ГО по 8-ОЙ КЛАСС.

1-ый класс

1.Этика общения.
1.Доброе слово что ясный день.
2.Ежели вы вежливы.
3.Да здравствует мыло душистое.
4.Когда идёшь по улице.
5.Узнай себя.
6.Нам счастья не сулит обида чья-то.
2.Этикет.
1.Простые правила этикета.
2.Повседневный этикет.
3.Весёлые правила хорошего тона.
4.Сказка об этикете.
5.Продолжаем сказку об этикете.
6.Путешествие в страну этикета.
7.Просим к столу: новогодний праздник.
3.Этика отношений к окружающему.
1.Путешествие в волшебную сказку.
2.Я могу быть волшебником.
3.Маленькое дело лучше большого безделья.
4.Любимый уголок родной отчизны.
5.У каждого народа свои герои.
6.Мы соберём большой хоровод.
7.Я люблю маму милую мою.
8.Поздравляем наших мам: коллективный праздник.
9.Люби всё живое.
4.Этика отношений в коллективе.
1.Если радость на всех одна.
2.Мой класс - мои друзья.
3.Самолюб никому не люб.
4.Поиграем и подумаем.
5.О дружбе мальчиков и девочек.
6.Путешествие в мир мудрых мыслей.
7.Доброта что солнце (итоговое занятие).

2-ой класс.

1.Этика общения.
1.Если песни петь, с ними веселей.
2.Добрым жить на белом свете веселей.
3.Добро творить - себя веселить.
4.Подумай о других.
5.Подарок коллективу.
6.Делу - время, потехе - час.
7.Чего в других не любишь, того и сам не делай.
2.Этикет.
1.По правилам этикета.
2.Приглашение к столу.
3.Вот школа, дом, где мы живём.
4.Вот магазин, куда идём.
5.Дорога, транспорт, пеший путь.
6.Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
7.В гостях у Вежи.
3.Этика отношений с окружающими.
1.Подари другому радость.
2.От чего зависит настроение.
3.Не стесняйся доброты своей.
4.Мой дом - моя семья.
5.В труде человек хорошеет.
6.Все на белом свете солнышкины дети.
7.Поздравляем наших мам.
8.Со взрослыми и сверстниками.
9.Цени доверие других.
4.Этика отношений в коллективе.
1.Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
2.Советуем друг другу.
3.Общее и особенное для мальчиков и девочек.
4.Поговорил бы кто со мной.
5.Подарок коллективу (общеколлекивная деятельность).
6.Делаем газету (итоговое занятие).

3-ий класс.

1.Этика общения.
1.Здравствуйте все.
2.Будем беречь друг друга.
3.Дружим с добрыми словами.
4.Любим добрые поступки.
5.Подари учителю дело и слово доброе.
6.Умеем общаться.
7.Каждый интересен.
8.Подарок коллективу (коллективная деятельность).
2.Этикет.
1.Премудрости дедушки Этикета.
2.За столом с дедушкой Этикетом.
3.Школьные правила этикета.
4.Когда рядом много людей.
5.Как решать семейные проблемы.
6.Чистый ручеёк нашей речи.
7.За новогодним столом.
3.Этика человеческих отношений.
1.Душа - это наше творение.
2.Отворите волшебные двери добра и доверия.
3.Хорошие песни к добру ведут.
4.Вглядись в себя - сравни с другими.
5.Помоги понять себя.
6.О настоящем и поддельном.
7.Тепло родного дома.
8.Поздравляем наших мам.
9.Цветы, цветы - в них Родины душа.
10.Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).
4.Этика отношений в коллективе.
1.Чтобы быть коллективом.
2.Коллектив начинается с меня.
3.Подарок коллективу.
4.Секретные советы мальчикам и девочкам.
5.Скажи себе сам.
6.Вот и стали добрей и умней.
7.Школе посвящается (заключительный праздник).

5-ый класс.

Введение: пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет (С.Маршак).
1.Быть воспитанным - что это значит.
1.Вежливость как основа воспитанности.
2.Какого ты рода, племени?
3.Точность, обязательность, аккуратность.
4.Не сладок плод бездельного досуга.
5.Праздник школьного вальса.
6.Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
2.Этика и этикет.
1.Этические нормы этикета.
2.Вот это стол - за ним едят.
3.Вот это стул - на нём сидят.
4.Дома и в гостях.
5.В школе ты хозяин и гость.
6.Правила на каждый день.
7.Правила на каждый день.
3.Об умении думать о других.
1.Ты живёшь среди людей.
2.Добротой себя измерь.
3.Чью старость утешил?
4.Раздели печаль и радость другого.
5.О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).
6.Умей быть благодарным.
7.Праздник благодарности.
8.Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.
9.Береги всё живое.
10.Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).
4.До дружбы надо вырасти.
1.Дружба начинается с улыбки.
2.Одноклассник, товарищ, друг.
3.Отчего бывает одиноко?
4.Чтобы быть понятым.
5.Дружили мальчик с девочкой.
6."Без друзей меня чуть-чуть."
Заключение: В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.

6-ой класс.
Введение: "При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою." (В.А.Жуковский).
1.Правила вежливого человека
1.Оглянись внимательно вокруг.
2.Умение быть самим собой.
3.Гражданином быть обязан.
4.Даже будни может труд сделать праздничными днями.
5.Праздник школьного вальса.
6.Приглашение к зеркалу.
2.Этикет в твоей жизни.
1."Обычай - деспот меж людей"(А.С.Пушкин).
2.Твой стиль поведения.
3.Твой стиль поведения.
4.Мальчики, девочки.
5.Поиграем и подумаем.
6.Когда какое слово молвить.
7.За общим столом.
3.Добру откроется сердце.
1.Доброта и доброжелательность.
2.Поспешай делать добро.
3."Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки" (Л.Н.Толстой).
4.Родительский дом.
5.Любите ваших матерей.
6.О тех, кто сердце отдал людям.
7.Умей быть щедрым.
8.Праздник благодарности.
9.Добрыми делами славен человек.
4.Об умении понять другого.
1.Присмотритесь друг к другу.
2.Подарок коллективу.
3.Я,ТЫ,МЫ.
4.О дружбе мальчиков и девочек.
5.Не хуже других.
6.Скажи себе сам.
Заключение: Храни достоинство своё повсюду, человек! (Разговор за круглым столом).

7-ой класс.
Введение: "А растёт человек до самой смерти" (М.Шагинян).
1.Основы порядочности.
1.Познай себя.
2.В тебе взрослеет гражданин.
3.Где нет труда, сады там не цветут.
4.Праздник школьного вальса.
5.О порядочности.
6.Наедине с собой.
2.Традиции этикета.
1.Основные требования этикета.
2.Речь и этикет.
3.Тон делает музыку.
4.Советы одинаковые и разные.
5.Чтобы быть привлекательным.
6.За общим столом.
3.Без добрых дел нет доброго имени.
1.Истоки доброты.
2.Торопись обрадовать.
3.Чувство причастности.
4.О культуре чувств.
5.Уголок Отчизны, отчий дом.
6.Поговори со мною, мама.
7.Что хранит твоя память.
8.Праздник благодарности.
9.А каков же я?
4.Один за всех, и все за одного.
1.Юмор - дело серьёзное.
2.О достоинстве.
3.Подарок коллективу.
4.Пожелания мальчикам и девочкам.
5.Быть чувства достойным.
6."Открой своё небывалое" (М.Пришвин).
Заключение: Сотвори себя сам (педагогическое напутствие).

8-ой класс.
Введение: "Мы живём, чтобы оставить след" (Р.Гамзатов).
1.Культура общения - способ организации жизни.
1.Роскошь и нищета общения.
2.Психологический практикум общения.
3.Как чувство наше отзовётся.
4."Нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать" (Ф.И.Тютчев).
5.Отойди от зла и сотвори благо.
6.Не добро быть человеку единому.
2.Этикет в нашей жизни.
1.Из чаши мудрости испей.
2.Азы народного этикета.
3.Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе.
4.Приходим не наедаться, а повидаться.
5.Что для кого существенно.
6.Важные мелочи повседневного этикета.
7.Скажи себе сам.
3.Глаголь добро - добро есть жизнь.
1.Добродетель требует усилий.
2.Жить с достоинством - что это значит.
3.Интеллигентус - понимающий.
4.Если слышать голос совести.
5.Жизнь как деяние.
6.Живая душа о жизни думает.
7.Судьба и Родина едины.
8.Живите долго, праведно живите.
4.Человек - мера всему.
1.Полюби себя - полюбишь другого.
2.Быть благодарным - ценить благо.
3.Такт - это разум сердца.
4.Сберечь обязаны различье, данное природой.
5.Сущность свою сохраните навек.
6.Опасайтесь потерять друзей.
Заключение: Люди, милые, примите в человечество меня! 
 

ПРОГРАММА ЭТИЧЕСКИХ КУРСОВ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
(9-ые - 11-ые классы).

 
ЭТИКА
(9-ый класс).
Введение: Созидается общество началами нравственными.
1. Гуманность - основа этики.
1.Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон (С.Морешал).
2.Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н. Толстой).
3.Гуманность - сгусток всех других добродетелей (Гельвеций).
4.Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (О.Бальзак).
5.Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций).
6.Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин (Ф.М.Достоевский).
7.Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник).
8.Одно существо неразлучно с человеком - это он сам (Н.Г.Чернышевский).
2. Жизнь как познание добра.
1.Основа сущего - постигаемое умом бытие (Платон).
2.Смысл жизни - это то, что придаёт ей ценность.
3.Цель жизни - самовыражение.
4.Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни.
5.Добро есть жизнь.
6.Страдание, боль - это сторожевой крик жизни (Герцен).
7.Уменьшай страдания около себя и в себе (П.Л.Лавров).
8.Зло надо зажить (П.Л.Лавров).
9.Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью (Ф.Бэкон).
3. Стремление к счастью - закон жизни.
1.Мы родимся и живём со множеством влечений и потребностей (В.Соловьёв).
2.Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений.
3.Стремление к счастью - это стремление стремлений (Л.Фейербах).
4.Счастье - это состояние души (К.С.Станиславский).
5.Источник счастья берёт своё начало в самом человеке (Шопенгауэр).
6.Высшее счастье в том, что вас любят (В.Гюго).
7.Счастье - есть дело судьбы, ума и характера (Н.М.Карамзин).
8.Дружба как источник счастья.
9.В согласии с самим собой.
4. Нравственный закон в душе каждого.
1.Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М. Достоевский).
2.Честь - это поэзия долга (А.Виньи).
3.Твёрдое сознание долга - есть венец характера (Н.В.Шелгунов).
4.Долг основан на чувстве справедливости (Н.В.Шелгунов).
5.Справедливость - это истина в действии (Ж.Жубер).
6.Источник всех действий человека есть его воля (В.Соловьёв).
7.Совесть - это наш внутренний судья (П.Гольбах).
8.Будь слугой совести и хозяином воли.
Заключение: Будущая жизнь - завтрашний день жизни настоящей (Чаадаев).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 
(10-ый класс)
Введение: Возвращение к истокам.
1. В поисках истины. (от Гесиода до Эпикура)
1.Что есть добро? (Сократ).
2.Золотое правило жизни.
3.Добродетель есть приобретённое качество души (Аристотель).
4.Следовать пути добродетели (Платон).
5.Мудрость - высшая добродетель (Демокрит).
6.Добрая мысль живёт у человека в сердце.
7.Счастье совпадает с добродетелью (Антисфен).
8.Жить сообразно с природой (Ж-Ж.Руссо).
9.В согласии с самим собой  (Эпикур).
2. Вечные истины
1.Десять веков и судьба человека (этика средневековья).
2.Евангелие - превосходный трактат морали (Д.Локк).
3.Взлёт индивидуальности (эпоха Возрождения).
4.Жить согласно разуму (М.Монтень).
5.Нравственность - это разум сердца (Г.Гейне).
6.Добродетель разума - истина.
7.Человек как источник духовности.
8.Самостоянье человека - залог величия его (А.С.Пушкин).
3. Человек как носитель морали
1.Век гениев (от Декарта до Гельвеция).
2.Добродетели - свидетельства силы, пороки - слабости (Т. Гоббс).
3.Человек от природы добр (Ж-Ж. Руссо).
4.Человек и нравственный закон.
5.Вольтер как глашатай нравственного закона.
6.Законы обязаны своей силой нравам (Гельвеций).
7.Основа нравственной личности - стыд, жалость и доброжелательность (В. Соловьёв).
8.Главное условие нравственности - желание стать нравственным (Сенека).
9.Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон).
4. Человек как ядро этической мысли.
1.Новое время.
2.Моральный закон внутри каждого (И.Кант).
3.Свобода воли - необходимое условие и основа нравственности (Гегель).
4.Сострадание - основа всех нравственных побуждений человека  (Шопенгауэр).
5.Жить нравственно - жить для других  (Огюст Конт).
6.Побуждение к счастью - это побуждение всех побуждений (Л. Фейербах).
7.Нравственное есть то, что увеличивает радостное в жизни (Герберт Спенсер).
8.Высшая нравственная цель для человека - осуществление справедливости (Прудон).
9.Только действие даёт веру в самого себя (Марк Гюйо). 
Заключение: Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего (Ч.Айтматов).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. (11-ый класс).
Введение: Этика есть живое отношение к живой жизни (А.Швейцер).
1. К истокам русской этической мысли.
1.Человек есть носитель вселенских начал (Н.Я.Грот).
2.Телесный организм создаётся духом (В.И.Несмелов).
3.Возникновение оригинальной русской мысли.
4.Середина 15-го века - эпоха Петра Великого - "пролог" русской этической мысли.
5."Юности честное зерцало" - первое руководство к этическому поведению.
6.18 век - "весна" русской этической мысли.
7.Г.С.Сковорода - первый философ на Руси.
8.Идея целостности человека - главная в русской этической мысли.
2. 19 век - "век мысли и слова " (Н.А.Бердяев).
1.П.Я.Чаадаев и его стремление "творить свою жизнь".
2.И.В.Киреевский - "самый сильный философский ум первой половины 19 века" (В.В.Зеньковский).
3.А.С.Хомяков как проповедник православной культуры.
4.Принципы этического персонализма М.А.Бакунина и Н.К.Михайловского.
5.Социально-этические искания А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского.
6."Мысль человеческая П.Л. Лаврова.
7."Мировое мышление" Н.И. Пирогова.
8.Система "панморализма" Л.Н. Толстого.
9.Этический максимализм Ф.М. Достоевского.
3.Властители умов.
1."Чувство жизни в мире" В.В. Розанова.
2.Идея "положительного всеединства" Вл. Соловьёва.
3.Программа "гуманистического активизма" Н.Ф. Фёдорова.
4."Умозрение" как основание философии Б.Н. Чичерина.
5.Сознательность нравственной жизни в этике Л.М. Лопатина.
6.Нераздельность бытия и ценности в этических воззрениях Н.О. Лосского.
7.Вера в смысл жизни в этических позициях А.И. Введенского.
8.Понятие личности как центральное в этике С.И.Гессена.
9.Воззрение на мир как на явление этического порядка Н.Я. Грота.
10."Аксиома реальности" в эволюции идей В.И. Вернадского.
4. 20 век как противоречивый период русской жизни (воскресшие имена)
1.Русские последователи идей К. Маркса и движение "нового религиозного сознания".
2.Идея соборного сознания С. Трубецкого.
3.Моральная тема Н.И. Бердяева.
4.Веросознание Л.И. Шестова.
5.Проблема динамики духа в "Этике преображённого эроса" Б.Л. Вышеславцева.
6.Исходная интуиция А.Ф. Лосева.
7.Защита "свободного богословия" Л.П. Красавиным.
8.Структура бытия С.Л. Франка.
9.Духовное переживание "полноты бытия" П.А. Флоренским.
Заключение: Пути творческого "преображения" своего личностного Я. 




Сайт создан в системе uCoz